БАНКРОТСТВО И ЛИКВИДАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

РАЗЪЯСНЕНИЕ ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
5 ноября 2009 г. N 02-43/2440

ОБ ОСНОВАНИЯХ ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

Вопрос: У кредитора имеется ряд должников, в отношении которых судебными исполнителями неоднократно устанавливалась невозможность исполнения исполнительного документа. В связи с незначительной суммой задолженности кредитор не имеет возможности обратиться в хозяйственный суд с заявлением кредитора о признании должника банкротом. Вместе с тем, в силу статьи 6 Закона Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" правом на подачу в хозяйственный суд заявления о банкротстве должника в связи с неисполнением денежных обязательств обладают, в том числе и прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве иные уполномоченные на то государственные органы. В этой связи просим разъяснить является ли обязательным основанием для подачи заявления о банкротстве должника указанными государственными органами при наличии задолженности должника перед кредитором в размере 100 базовых величин?

Ответ: В соответствии с подпунктом 1.11 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 года N 508 "О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)" (далее - Указ) основаниями для подачи заявления кредитора о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) являются в совокупности:
наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;
применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;
наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора, в размере 100 базовых величин и более, а в случае, если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией, юридическим лицом, акции (доли в уставном фонде) которого находятся в управлении государственных органов или в хозяйственном ведении, оперативном управлении государственных юридических лиц, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и (или) международные заказы, - в размере 2500 базовых величин и более.
Отсутствие одного из указанных в части первой названного подпункта оснований влечет возвращение заявления кредитора. При этом за кредитором сохраняется право повторного обращения в хозяйственный суд с заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве) при возникновении соответствующих оснований.
Наряду с основными условиями для подачи заявления кредитора, предусмотренными статьей 10 Закона Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) основания для подачи в хозяйственный суд заявления кредиторами - Республики Беларусь, административно-территориальной единицы Республики Беларусь, прокурором регламентированы в статьях 28 - 30 Закона.
Заявления кредиторов - Республики Беларусь, административно-территориальной единицы Республики Беларусь, прокурором подаются в хозяйственный суд с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Законом для заявления кредитора, если иное не предусмотрено законодательными актами или не вытекает из существа правоотношений.
Таким образом, принимая во внимание изложенное, исключений из общих положений о подаче заявления кредитора Указом и Законом не предусмотрены.
Обращаем внимание, что в силу части третьей статьи 366 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК) возвращение исполнительного документа взыскателю не препятствует повторному предъявлению этого документа к исполнению в пределах срока давности.
Следует отметить, что в соответствии с частью второй статьи 339 ХПК в случае возвращения взыскателю исполнительного документа, по которому взыскание не произведено либо произведено частично, исчисление нового срока для предъявления исполнительного документа к исполнению начинается со дня его возвращения банком, небанковской кредитно-финансовой организацией или судебным исполнителем взыскателю.